Социальное обслуживание

 

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ДОМУ

 

Показанием к социальному обслуживанию на дому являются полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; наличие в семье инвалида или инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, а также отсутствие попечения над ним.

Для получения социальных услуг на дому гражданин (далее – заявитель) или его представитель обращается в подразделение республиканского государственного учреждения “Центр социальной поддержки населения” (далее – подразделение РГУ) либо в автономное учреждение социального обслуживания, предоставляющее социальные услуги на дому (далее – автономное учреждение), по месту своего жительства или по месту пребывания и представляет следующие документы:

а) заявление о предоставлении социальных услуг по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.03.2014 N 159н (далее – заявление);

б) копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя;

в) копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность представителя заявителя, а также копию документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя (в случае обращения за предоставлением социальных услуг представителя заявителя);

г) копию(и) справки(ок) о размерах заработной платы и других доходов заявителя и членов его семьи за 12 последних месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления (за исключением пенсии и (или) иных выплат, получаемых в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, пособия по безработице, получаемого в органах службы занятости);

д) копии документов о принадлежащем заявителю и членам его семьи имуществе на праве собственности, за исключением недвижимого имущества, право собственности на которое возникло после момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”;

е) заключение медицинской организации о состоянии здоровья;

ж) копию справки об инвалидности, выданной учреждением медико-социальной экспертизы, с указанием группы инвалидности и срока инвалидности (в случае обращения за предоставлением социальных услуг инвалидам I и II группы);

з) копию индивидуальной программы реабилитации инвалида (при наличии);

и) копии документов, подтверждающих отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом или отсутствие попечения над ним (для лиц, нуждающихся в предоставлении социальных услуг в связи с отсутствием возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, а также отсутствие попечения над ним).

Заключение медицинской организации о состоянии здоровья должно содержать сведения о полной или частичной утрате способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; заключения терапевта и дерматолога, данные флюорографии с указанием номера, даты и результата, а при наличии туберкулеза заключение фтизиатра либо заключение противотуберкулезного диспансера об отсутствии активной формы туберкулеза.

Граждане, принятые на социальное обслуживание, ежегодно представляют заключение медицинской организации о состоянии здоровья.

РГУ или автономное учреждение получает в рамках межведомственного взаимодействия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия, если указанные документы не были представлены заявителем самостоятельно, справки (сведения) о составе семьи, размере пенсии (или) иных выплат, получаемых в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, пособия по безработице, получаемого в органах службы занятости, заявителя и членов его семьи, недвижимом имуществе, принадлежащем заявителю и членам его семьи на праве собственности, за исключением сведений о недвижимом имуществе, право собственности на которое возникло до момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

Копии документов представляются с предъявлением оригиналов, если копии не заверены в установленном законодательством порядке. Копии документов сверяются с оригиналами, оригиналы возвращаются гражданину или лицу, действующему от его имени.

Подразделение РГУ или автономное учреждение в течение 3 рабочих дней со дня приема заявления и документов, которые должен представить заявитель:

а) при наличии согласия проживающих в жилом помещении на законных основаниях граждан проводит обследование условий проживания гражданина, по результатам которого составляется акт обследования;

б) проводит оценку обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, определяет наличие показаний к предоставлению социальных услуг в форме социального обслуживания на дому;

в) изучает медицинские документы, характеризующие состояние здоровья гражданина;

г) учитывает волеизъявление гражданина относительно формы социального обслуживания и видов предоставления социальных услуг;

д) рассматривает результаты реализованной индивидуальной программы предоставления социальных услуг (при наличии);

е) формирует личное дело гражданина;

ж) готовит проект решения о признании (об отказе в признании) гражданина нуждающимся в социальном обслуживании в форме социального обслуживания на дому;

з) готовит проект индивидуальной программы предоставления социальных услуг исходя из потребностей гражданина в социальных услугах;

и) передает заявление и документы для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании на дому в Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (далее – Министерство).

Решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании на дому или об отказе в признании нуждающимся в социальном обслуживании на дому принимается Министерством в течение 5 рабочих дней с даты подачи заявления и доводится до сведения гражданина в течение 3 рабочих дней со дня его принятия.

Основаниями для отказа в признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании на дому являются:

– отсутствие показаний к социальному обслуживанию на дому;

– непредставление заявителем или его представителем полного пакета документов, которые должен представить получатель социальной услуги;

– письменный отказ заявителя от предоставления социального обслуживания на дому, оформленный им до признания нуждающимся в социальном обслуживании и выдачи ему индивидуальной программы.

Решение об отказе в признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании на дому может быть обжаловано гражданином либо лицом, действующим от имени гражданина, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании на дому в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании на дому Министерством составляется и утверждается индивидуальная программа исходя из потребностей гражданина в социальных услугах. Индивидуальная программа включает: формы социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, мероприятия по социальному сопровождению.

Индивидуальная программа составляется в двух экземплярах. Экземпляр индивидуальной программы, подписанный уполномоченным органом, передается гражданину или его законному представителю в срок не более 10 рабочих дней со дня подачи заявления гражданина о предоставлении социального обслуживания. Второй экземпляр индивидуальной программы остается в уполномоченном органе.

Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.

После получения индивидуальной программы гражданин, индивидуальная программа которого предусматривает предоставление социальных услуг на дому, или его законный представитель (далее – получатель социальных услуг) вправе обратиться к одному из рекомендуемых в индивидуальной программе поставщиков социальных услуг для заключения с ним договора о предоставлении социальных услуг (далее – договор).

Поставщик социальных услуг в течение одного рабочего дня со дня представления гражданином или его законным представителем индивидуальной программы принимает решение о приеме гражданина на социальное обслуживание на дому, которое оформляется распорядительным документом поставщика социальных услуг, и заключает с гражданином или его законным представителем договор о предоставлении социальных услуг на дому.

Договор составляется в двух экземплярах, регистрируется в порядке, установленном поставщиком социальных услуг, один подлинный экземпляр договора передается получателю социальных услуг, а второй подлинный экземпляр договора хранится у поставщика социальных услуг.

При предоставлении социальных услуг за плату при наличии у заявителя родственника, обязанного его содержать в соответствии с действующим законодательством (далее – родственник), по желанию получателя социальных услуг и его родственника поставщик социальных услуг заключает трехсторонний договор на оказание социальных услуг, предусматривающий оплату социальных услуг родственником этого гражданина в соответствии с утвержденными тарифами.

Срок действия договора определяется исходя из срока предоставления той или иной социальной услуги, установленной в индивидуальной программе, и составляет не более 3 лет.

Получатель социальных услуг, заключивший с поставщиком социальных услуг договор, вправе отказаться от предоставления социальных услуг на дому.

 

 Правила предоставления социальной услуги в форме

социального обслуживания на дому бесплатно, за плату или

частичную плату

 

Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются бесплатно, за плату или частичную плату.

Социальные услуги в форме социального обслуживания граждан на дому в объемах, определенных индивидуальной программой граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, предоставляются бесплатно:

– несовершеннолетним детям;

– лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;

– участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами.

Социальные услуги в форме социального обслуживания граждан на дому в объемах, определенных индивидуальной программой граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, предоставляются бесплатно получателям социальных услуг,  если на дату обращения их среднедушевой доход, рассчитанный в соответствии с Правилами определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 N 1075 “Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно”, ниже или равен полуторной величине прожиточного минимума, установленного в Республике Бурятия для основных социально-демографических групп населения.

Социальные услуги в форме социального обслуживания граждан на дому предоставляются за плату или частичную плату, если на дату обращения среднедушевой доход получателей социальных услуг, рассчитанный в соответствии с Правилами определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 N 1075 “Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно”, превышает полуторную величину прожиточного минимума, установленного в Республике Бурятия для основных социально-демографических групп населения.

Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в объемах, определенных индивидуальной программой граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании в форме социального обслуживания на дому, рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать пятидесяти процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и полуторной величиной прожиточного минимума, установленного в Республике Бурятия для основных социально-демографических групп населения.

Поставщики социальных услуг вправе предоставлять гражданам по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, за плату:

– социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, не предусмотренные индивидуальной программой и сверх объемов, определенных индивидуальной программой;

– дополнительные социальные услуги сверх социальных услуг, включенных в Перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, утвержденный Законом Республики Бурятия от 07.10.2014 N 665-V “О реализации полномочий по социальному обслуживанию граждан на территории Республики Бурятия”.

Перечень дополнительных социальных услуг устанавливается поставщиком социальных услуг по согласованию с Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия.

Размер платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, не предусмотренных индивидуальной программой и сверх объемов, определенных индивидуальной программой, дополнительных социальных услуг рассчитывается на основании тарифов на социальные услуги.

Тарифы на социальные услуги устанавливаются Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия.

Плата за предоставление социальных услуг взимается в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг.

Размер взимаемой с граждан платы за социальные услуги, предоставляемые в форме социального обслуживания на дому, пересматривается поставщиком социальных услуг:

– при отказе получателя социальных услуг от социальных услуг, предоставляемых на условиях полной оплаты, в течение 7 рабочих дней со дня поступления заявления получателя социальных услуг;

– ежегодно с учетом установленного прожиточного минимума, среднедушевого дохода получателя социальной услуги, а также других обстоятельств, влияющих на условия предоставления социальных услуг, и размер оплаты за социальные услуги;

– при изменении тарифов на социальные услуги с 1 числа месяца, следующего за месяцем установления тарифов.

Граждане обязаны не позднее чем в месячный срок сообщать поставщикам социальных услуг сведения об изменении размеров доходов (среднедушевого дохода семьи), а также возникновении других обстоятельств, влекущих изменение условий оплаты социальных услуг.

Поставщики социальных услуг письменно уведомляют граждан об изменении условий оплаты социальных услуг в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об этом.

В случае изменения размера платы за социальные услуги к договору о предоставлении социальных услуг оформляется дополнительное соглашение.

Споры по вопросам, связанным с оплатой социальных услуг, разрешаются в установленном законодательством порядке.

 

ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ ДЛЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ

 

 

 

Создание приемных семей направлено на повышение качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, укрепление традиций взаимопомощи среди населения, профилактику социального одиночества на территории Республики Бурятия

Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов – форма социального обслуживания, представляющая собой совместное проживание и ведение общего хозяйства лица, нуждающегося в социальных услугах, и лица, оказывающего социальные услуги, не являющегося его родственником (совершеннолетнее дееспособное лицо не старше 65 лет ).

В приемную семью может быть принят гражданин пожилого возраста или инвалид, принимаемый в приемную семью, – одинокий или одиноко проживающий дееспособный гражданин пожилого возраста, одинокие супружеские пары пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) или одинокий или одиноко проживающий дееспособный гражданин, являющийся инвалидом, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании (далее – гражданин);

 

 Организация социального обслуживания в приемной семье

 

В приемную семью может быть принят гражданин, проживающий самостоятельно или находящийся в учреждении стационарного социального обслуживания. Переход гражданина в приемную семью осуществляется по его письменному заявлению.

Гражданин, изъявивший желание проживать в приемной семье, подает соответствующее личное заявление в учреждение по месту жительства. К заявлению прилагаются следующие документы:

– копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;

– медицинское заключение о состоянии здоровья и отсутствии заболеваний, препятствующих принятию на социальное обслуживание в приемной семье.

Копии документов представляются с предъявлением оригинала.

Документы или сведения о размере назначенной пенсии, составе семьи и занимаемой жилой площади с указанием даты рождения членов семьи и родственных отношений, об установлении и сроках инвалидности учреждение получает в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия, если указанные сведения не были представлены заявителем самостоятельно.

Документы или сведения о составе семьи и занимаемой жилой площади с указанием даты рождения членов семьи и родственных отношений не запрашиваются на граждан, проживающих в учреждениях стационарного социального обслуживания.

В случае совместного проживания гражданина и приемной семьи в жилом помещении, находящемся во владении и пользовании гражданина, гражданин представляет документы, подтверждающие правовые основания владения и пользования жилым помещением общей площадью более учетной нормы на каждого члена семьи с учетом членов приемной семьи.

Для рассмотрения вопроса о возможности принятия гражданина в приемную семью учреждение проводит индивидуальную оценку нуждаемости в социальном обслуживании.

На основании представленных документов и акта индивидуальной оценки нуждаемости в социальном обслуживании учреждение в течение 10 дней со дня подачи заявления и документов принимает решение о постановке на учет или об отказе в постановке на учет гражданина для принятия его в приемную семью.

На социальное обслуживание в приемную семью не могут быть зачислены граждане, являющиеся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных медицинских организациях.

Гражданин, изъявивший желание создать приемную семью подает в учреждение по месту жительства следующие документы:

– письменное заявление с просьбой о приеме гражданина в свою семью;

– копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;

– письменное согласие проживающих совместно с ним совершеннолетних членов своей семьи на проживание гражданина в семье;

– справки о размерах доходов членов семьи, за исключением справок о размере пенсии, для неработающих граждан – копию трудовой книжки;

– документы, подтверждающие правовые основания владения и пользования жилым помещением общей площадью более учетной нормы на каждого члена семьи с учетом гражданина;

– документы, подтверждающие наличие высшего профессионального образования, среднего профессионального образования или прохождение профессиональной подготовки в образовательных учреждениях Российской Федерации, соответствующей требованиям и характеру выполняемой работы;

– справки медицинской организации об отсутствии у кандидата и членов его семьи бактерио- или вирусоносительства, хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных медицинских организациях.

Документы или сведения о размере назначенной пенсии, составе семьи и занимаемой жилой площади с указанием даты рождения членов семьи и родственных отношений учреждение получает в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия, если указанные сведения не были представлены заявителем самостоятельно.

В случае согласия кандидата на проживание в жилом помещении, находящемся во владении и пользовании гражданина, документы, подтверждающие правовые основания владения и пользования жилым помещением, кандидатом не представляются.

Приемная семья подбирается для каждого гражданина индивидуально путем прохождения предварительного собеседования, обследования и оценки условий проживания обеих сторон.

Для подготовки заключения о возможности принятия гражданина в приемную семью учреждение проводит обследование материально-бытового положения кандидата, по результатам которого составляет акт.

На основании представленных документов и акта обследования материально-бытового положения кандидата учреждение в течение 10 дней со дня подачи заявления и необходимых документов принимает решение о постановке кандидата на учет или об отказе. При этом принимаются во внимание личные качества кандидата и членов его семьи, их состояние здоровья, взаимоотношения между членами семьи.

Обслуживание гражданина в приемной семье осуществляется на основании трехстороннего договора о социальном обслуживании, заключаемого между учреждением, гражданином и лицом, осуществляющим уход в приемной семье (далее – договор). В договоре указываются условия осуществления ухода, виды и объемы предоставляемых услуг (исходя из конкретных нужд гражданина), срок, на который гражданин принимается в приемную семью, порядок и размер платы, вносимой гражданином в бюджет приемной семьи, права и обязанности сторон, основания прекращения договора, а также другие условия, определяемые сторонами.

Социальное обслуживание гражданина в приемной семье осуществляется, как правило, по месту жительства приемной семьи. Гражданин имеет право предложить приемной семье совместное проживание с его письменного согласия в жилом помещении, находящемся в его владении и пользовании.

Сумма средств, остающихся в личном распоряжении гражданина, за вычетом средств, предназначенных для обеспечения нужд гражданина, проживающего в приемной семье, должна составлять не менее 25% от его ежемесячного дохода.

Приемная семья может принять на социальное обслуживание одновременно не более трех граждан.

Лицо, осуществляющее уход в приемной семье, несет полную ответственность за жизнь, здоровье гражданина и качество осуществляемого ухода.

Ежемесячное денежное вознаграждение лицу, осуществляющему уход в приемной семье за гражданином по гражданско-правовому договору, устанавливается в размере 2700 рублей за одного человека, проживающего в приемной семье, из средств республиканского бюджета.

 

Top