История района

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

         Иволгинская долина как маленькая бусинка в серебристом ожерелье Селенгинской Даурии, несет в себе всю прелесть и красоты южной Бурятии. В начале XVIII века по указу русской администрации для охраны южных рубежей государства 500 семей эхирит-булагатов были переселены из Предбайкалья в долину Иволги. Они выбрали местом своих кочевий долину вдоль речки Халюты и расселились по ее берегам до Гусиного озера. Новая родина была названа Эбилгэ, что значит благодатная, плодородная. Шли годы, менялись времена и, по одной из версий, Эбилгэ трансформировалось в Иволгу.

ИСТОРИЯ ИВОЛГИ ПО МАТЕРИАЛАМ АРХИВОВ

          В национальном архиве Республики Бурятия имеются документы по истории Иволгинского района, как досоветского, так и советского периодов. Так, например, сохранились документы Иволгинской сборной избы. Сельские сборные избы являлись административным управлением сельских обществ с 1797 г. Они представляли собой нижнее звено управления. Состояли из сельского старшины, сборщика податей, выборных. Иволгинская сборная изба начала действовать с 1805 г. и подчинялась Иволгинскому волостному правлению Верхнеудинского уезда. Иволгинская сборная изба управляла Иволгинским сельским отдельным обществом, объединявшим 17 селений: Каленовское, Захаровское, Ключевское, Кокоринское, Нижне-Убукунское, Средне-Убукунское, Зуевское, Арсентьевское, Кибалинское, Ганзуринское, Колобковское, Мухинское, Сотниковское, Уточкинское, Гурульбинское, Краснояровское и Тарбагатайское.

         В деле по предписанию Верхнеудинского земского суда в доставлении сведений в каменную палату (Ф. 119. Оп. 1. Д. 108. Л. 5-5об) имеется табель о числе душ казенных крестьян, о количестве дворов, земель, рогатого скота и промыслов за 1838 год. Самым крупным по числу дворов было Арсентьевское селение (90), а по числу душ – Тарбагатайское селение (74). Самое большое количество рогатого скота было в Средне-Убукунском селении (1449), хотя дворов в нем числилось всего 27, а число крестьян составляло 64 человека. Всего по всем селениям Иволгинского отдельного общества числилось 813 душ, 304 двора, 6232 га земель, 10463 голов рогатого скота, 709 крестьян, занимающихся хлебопашеством, 133 крестьянина, занимающихся промыслами. Сохранились документы по местному самоуправлению: каждое селение выбирало своего представителя для принятия участия в общественном волостном сходе Иволгинской сборной избы и оформляло доверенность. Например, крестьяне и оседлые инородцы Зуевского общества выбирали в 1864 году инородца Ивана Хомякова, хорошего поведения, в штрафах и по суду и без суда не бывшего. «… И что им учреждено будет мы в том спорить и прекословить не будем…» – говорится в документе. Далее следуют подписи и печать. (Ф. 119. Оп. 1. Д. 508. Л. 18). В этом же деле имеются печати сельских старост Краснояровского, Гурульбинского, Колобковского, Каленовского селений (Ф. 119. Д. 508. Л. 32 об.) Интересно дело о венчании браков за 1839 год. Так, 15 марта 1838 года священник Владимир (Фамилия неразборчива) Селенгинской Покровской церкви сделал заявление Благочинному протоиерею Харлампию Попову о том, что дочь крестьянина Алтанского селения Селенгинской степной думы Анастасия Яковлева, принадлежащая к приходу Селенгинской Покровской церкви, возымела намерение с воли родителей своих вступить в законный брак с крестьянином Иволгинского общества Мухинского селения Иннокентием Андреевичем Севастьяновым к Высшему приходу…». В этом заявлении священник заверяет, что невеста Анастасия 25 лет имеет здравый ум, и что препятствий к этому браку не имеется. В заявлении Иволгинской сборной избы тому же протоиерею Верхнеудинского Одигитриевского Собора Харлампию Попову говорится о том, что с ведения общества Гурульбинского селения Петр Попов Загузин из оседлых инородцев высватал себе невесту, дочь инородца Итанцинской волости Крымского селения, девицу Екатерину: «…из коих по справке в ревизских сказках» в переписи состоит ныне от роду лет: первому жениху 48, а последней невесте о летах неизвестно… . Законопрепятствующих причин по правилам церкви нет, где будет следовать – вторым браком сочетать». Эти документы характеризуют отношение тогдашних людей к вступлению в брак: оно было настолько серьезным, что требовало вмешательства сельских старост, священников и других лиц.

          В фонде Иволгинской сборной избы имеются сведения о податях, собранных волостными старостами по Иволгинскому отдельному обществу, сдаваемых в Верхнеудинское окружное казначейство. Эти документы дают представление о видах и размерах взимаемых податей: с государственных крестьян, с инородцев, с поселенцев, с оседлых инородцев взимались: земельная повинность, с капитала продовольственного, с капитала хозяйственного, на содержание земской полиции, на вспоможение пострадавшим от пожара, на межевание земель, на частную повинность. С образованием в 1884 году Иволгинской волости Иволгинская сборная изба была ликвидирована. Образовалось волостное правление. Волостные правления являлись административными центрами на территории волости, органами сословно крестьянского управления. Они осуществляли: сбор налогов, надзор за исполнением крестьянских повинностей, учет населения, скота, посевов, урожая, сенокошения, а также осуществляли полицейские функции: следили за сохранением общественного порядка, спокойствия и благочиния в волости. Документы фонда Иволгинского волостного правления, хранящиеся в НАРБ, отражают деятельность этого правления, содержат протоколы, приговоры волостных и сельских сходов о выборе должностных лиц, о сборе податей и недоимок, о народонаселении, о посеве и урожае зерновых, о числе ссыльнопоселенцев.

Top